Греко

Греко
, Эмилио (Greco, Emilio) 1913, Катания, Сицилия — 1995, Рим. Итальянский скульптор. Крупный мастер пластики ХХ столетия. Его формирование проходило в Риме в 1930-е. Испытал влияние М. Россо, В. Джемито, А. Мартини. Мастер лирического дарования. Опираясь на классическое наследие, стремился к совершенству формы. В традиции веризма исполнена ранняя работа Маленький человечек (1939, Рим, Нац. галерея современного искусства). В 1940-е его увлекла анималистическая пластика (Умирающая лошадь, 1949, Рим, частное собрание). В это время скульптор создает небольшие работы в терракоте — этюды обнаженного тела (Борцы, Рим, частное собрание). Порой его привлекала передача более четкого, функционального движения (Велосипедистка, 1947, Рим, частное собрание). Эти нетипичные для Греко работы вызывали ассоциации со скульптурами футуристов, но и в них он стремился достичь плавности перетекания форм. Большая часть произведений Э. Греко — это женские портреты, этюды обнаженного тела. Он любил изображать определенный тип моделей с несколько удлиненной шеей, покатыми плечами, плавными линиями силуэта, избирая резкие контрапосты (соотношения в поворотах головы и тела), которые придают внутреннюю динамику образам. В 1950-е Греко увлекается эллинистической пластикой, скульптурой А. Модильяни. Он работает в бронзе (Большая сидящая фигура, 1951, Лондон, галерея Тейт; Женская голова, 1951, Венеция, Галерея современного искусства; Женская голова, 1957, Ватикан, Пинакотека), воске (Анна, 1954, Милан, Галерея современного искусства), цементе (Лиа, 1956, Флоренция, галерея Питти). Его образы полны высокой духовной энергии, наделены чувственно-романтическими чертами, утонченной и хрупкой грацией. Подобно мастерам эллинизма, Греко любит изображать сидящие фигуры (серии Большие сидящие фигуры, Присевшие на корточки), ища в их позах ясность силуэтов, чувственную грацию. Такова и его серия Купальщицы (Большая купальщица № 1, Рим, Нац. галерея современного искусства), в которой каждая женская фигура с высокой прической, длинной, стройной шеей (как у Модильяни) несет в себе особое конструктивное начало, настроение, заряд жизненной энергии. Большую роль в пластических замыслах Греко играет свет. Как и в произведениях М. Россо, он акцентирует характер движения и общего настроения, игру форм, подчеркивает изящество или монументальность фигур. Греко любит сопоставлять геометризованные (более жесткие) и плавные формы (Большая купальщица № 3, 1957, Париж, Нац. музей современного искусства); резкая асимметрия придает динамику образам, энергию силуэтам, выразительность массе тела. В 1966 Греко создал памятник Пиноккио в селении Коллоди, в парке Пиноккио. Образ героя знаменитой сказки К. Коллоди полон таинственности и жизнеутверждения. Деревянная кукла, человеческая фигура, ствол дерева и взлетающая птица — весь ансамбль представляет собой оригинальную пространственную конструкцию, олицетворяющую поэтический мир сказки. Греко создавал и рельефные изображения (1960-е, Рим, церковь Иоанна Евангелиста на автостраде Солнца; церковные врата, Орвието, собор; рельефы памятника папе Иоанну XXIII, Рим, собор Св. Петра). Работая в высоком рельефе, он опирался на позднеримскую традицию, средневековую пластику, работы мастеров Раннего Возрождения. В творчестве Э. Греко всегда своеобразно сочетались монументальное и станковое начала. Эмилио Греко стал в ХХ столетии продолжателем национальной традиции итальянского веризма, обогатив ее новыми пластическими поисками.
Лит.: Bellonzi F. Emilio Greco. Roma, 1962; Salvini R. Modern Italian sculpture. Oldbourn, 1962.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Греко" в других словарях:

  • Греко — Греко  фамилия. Известные носители: Греко, Джоакино (1600 1634)  шахматист XVII века, Греко, Жюльетт (р.1927)  французская актриса и певица, Эль Греко (1541 1614)  испанский художник. География Мыс Греко  мыс в юго… …   Википедия

  • ГРЕКО-Е — ГРЕКО ... Первая часть сложных слов со знач. греческий, напр. греко латинский, греко российский. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • греко-... — ГРЕКО ... Первая часть сложных слов со греческий, напр. греко латинский, греко российский. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ГРЕКО — ГРЕКО, смотри Эль Греко …   Современная энциклопедия

  • ГРЕКО — см. Эль Греко …   Большой Энциклопедический словарь

  • Греко —         (Greco), испанский живописец; см. Эль Греко Доменико. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) …   Художественная энциклопедия

  • Греко — ГРЕКО, смотри Эль Греко.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Греко Д. — Джоакино Греко (итал. Gioachino Greco, 1600 1634) сильнейший шахматист XVII века. Биография Уроженец Калабрии (Италия) получил историческое прозвище «Калабриец». C успехом гастролировал при королевских дворах Франции, Англии, Испании. Автор… …   Википедия

  • Греко — см. Эль Греко …   Энциклопедический словарь

  • ГРЕКО — (Эль Г. (1541 1614) – исп. художник) Чтоб посланец давнего века Из заветного сна Эль Греко Объяснил мне совсем без слов, А одной улыбкою летней, Как была я ему запретней Всех семи смертельных грехов. Ахм940 60 (294.2) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»